Самооценка ребенка и роль родителей в ее формировании

Сегодня мы начинаем цикл статей «Просто о сложном». В условиях постоянной занятости и недостатка времени мы сталкиваемся с тем, что все меньше и меньше времени остается на занятия с  детьми. На помощь приходят вездесущие компьютеры и телевизоры не решающие имеющиеся проблемы, а только усугубляющие их. Исправить ситуацию можем только мы сами – в этом и есть главная цель данного проекта: обсуждаем различные стороны воспитания и развития наших детей, рассмотрим развивающие методики и услуги, появившиеся на «образовательном рынке», ответим на Ваши вопросы. Итак, начнем… И сегодня на повестке дня «Самооценка ребенка и роль родителей в ее формировании».

Самооценка один из наиболее сложных и значимых познавательных процессов. Проще говоря, самооценка – это знание о себе, оценка себя и, исходя из всего этого, регулирование своего же поведения. Сложность процесса заключается, во-первых, в длительности ее формирования, а во-вторых, в динамичности самого процесса – меняется ситуация, окружение, настроение – меняется и оценка себя.

Как же формируется самооценка? На формирование самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве, — отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов.

Начиная с 3-х летнего возраста (кризис трех лет) – ребенок начинает осознавать свое внутреннее «Я», отстаивать свои желание, самостоятельно выполнять, пусть даже самые простые действия. Чуть позже он  осознает и свою половую принадлежность – «эти игрушки для мальчиков», «девочки одеваются так-то…» - осваивая соответствующие установки поведения. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, дети начинают формировать самооценку, причем любопытно, что вначале учатся оценивать других, а потом уже себя.

Следует отметить, что самооценка младших дошкольников в целом положительна и составляется в основном из оценок родителей. Причем ребенок приписывает себе все положительные качества отмеченные взрослыми, часто даже не зная их значения. 

К старшему дошкольному возрасту (6-7 годам), ребенок уже достаточно точно оценивает и себя, и окружающих.  И лишь к 14-15 годам подросток овладевает навыками самоанализа, самонаблюдения и самооценки, и тем самым оценивает себя. («Если я не спасовал в трудной ситуации, значит, я не трус», «Если смог осилить трудную задачу, значит я способный» и т. п.) Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. Это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности. Он характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек, достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным. Тем самым формируя  успешность (или наоборот) человека.

Родители и самооценка детей. Существует теория, так называемого «жизненного сценария». Жизненный сценарий – это набор установок нашей будущей жизни, формируемый родителями и ближайшим окружением. У родителей он формируется задолго до рождения ребенка и закладывается в ребенка с момента появления на свет. Соответственно, руководствуясь собственными представлениями о том, каким должен быть ребенок, родители оценивают его реальную деятельность, поведение, способности и возможности. Различные оценки родителей, как отдельных способностей, так и личности в целом, перенимаются ребенком и становятся его собственными оценками.

Ребенок способен оценивать себя так, как оценивают его окружающие, и прежде всего родители, как самые значимые и близкие.

Так же родители формируют у ребенка определенные личностные ценности, идеалы, эталоны, на которые следует ориентироваться, ставить цели, которых необходимо достичь, обучают способам выполнения тех или иных действий. Если они реалистичны и соответствуют возможностям ребенка, то достижение целей, реализация планов, способствуют формированию позитивного образа «Я» и положительной самооценки. Если же цели и планы нереалистичны, стандарты и требования завышены, то неуспех приводит к потере веры в себя, формированию заниженной самооценки и негативного образа «Я».

Также хотелось бы остановиться еще на одном компоненте самооценки  - это представление о мужественности и женственности. Исследования показали, что представления о мужественности и женственности закладываются именно отцами. Они очень рано (уже к двум годам) начинают заострять внимание на манере держать себя, соответственно, своему полу. У мальчиков мужские черты развиваются через наказания и поощрения отца, а женственность девочки развивается как результат мужественности отца, зависит от того, насколько он ценит эти черты в жене, а также от того, насколько он поощряет участие дочери в традиционных «женских» делах.

И напоследок, парочка полезных советов: в воспитании можно выделить две основные задачи, выполняя которые родители помогут своим детям развиваться и формировать в себе гармонично развитую личность и адекватную самооценку.

Первая задача - создать ребенку уверенность в том, что его любят и о нем заботятся. Нужно стремиться поддерживать и сохранять контакт с ребенком на протяжении всей жизни. Психологический контакт - это, прежде всего партнерские, доверительные отношения, поддержка. Интерес к проблемам, желаниям, состояниям, ко всему, что интересно именно ребенку. Необходимо поддерживать диалог с ребенком, осуществлять совместные действия. В контакте необходимо соблюдать равенство позиций ребенка и взрослого не вправе опыта, а в праве на чувство собственного достоинства. Так как в семье наиболее эмоционально насыщенным являются отношения между ребенком и матерью, именно в общении с ней ребенок получает первый опыт надежности окружающего мира, доверия к нему и собственной способности жить в этом мире. Именно материнская любовь становится первым социальным зеркалом для самосознания ребенка. Однако отцовская любовь не менее важна для полноценного развития личности ребенка.

Вторая задача - принятие ребенка. Основное правило здесь - признать за ребенком право быть таким, какой он есть. Если и  давать оценки ребенку, то оценивать только действия, а не личность в целом. Любая оценка личности может навредить, она приведет либо к формированию завышенной, либо заниженной самооценки. Благоразумней применять конструктивную похвалу, поощрения, «Я - высказывания», позволяющие ребенку самому оценить себя, так сказать, опираясь на взгляд со стороны.

Подробнее о вопросах развития и формирования самооценки можно почитать в работах А. Спиваковской, А. Захарова, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянова, З. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фрамм, Р. Снайдер.

Вас заинтересовала данная тема, появились вопросы или хотите высказать свое мнение заходите на наш сайт tver.rastemvrossii.ru

С уважением, Волкова Елена Глебовна

Читайте также:

10 российских психологов, книги которых мы рекомендуем родителям

Гиперопека – ловушка для маленького человека

Роль родителей в формировании личности детей

Иллюзия любви

Детская афиша

На главную

 

 

0
Добавить в избранное
Академия Здоровья
Академия Здоровья
Академия Здоровья
Академия Здоровья
Академия Здоровья
Академия Здоровья
Академия Здоровья

Регистрация

Аккаунт
Пробелы разрешены; знаки пунктуации запрещены, за исключением точек, тире и знаков подчеркивания.
На указанный адрес будут отправляться письма с сайта. Почтовый адрес не будет доступен другим пользователям и используется для восстановления пароля, определённых вами оповещений и связи через контактную форму.
CAPTCHA
Введите цифры с картинки
CAPTCHA на основе изображений
Введите код на картинке

Вход на сайт

Введите ваш логин.
Введите ваш пароль.