Беременность Новорожденный

Кружки и секции: заставить или оставить?

Четырехлетняя Лиза ноет вечером в раздевалке детского сада: «Мам, ну я не хочу на танцы! Мам, давай не пойдем на танцы! Мам, пойдем домой! Мам, я не хочу!» Мама сочувственно вздыхает и говорит: «А ты думаешь, я хочу на работу ходить? Но хожу же ведь!» Теперь вздыхает Лиза, никнет и начинает тихо одеваться.

Сколько всего проносится в голове у мамы! И дочку жалко, и танцы – это же для развития и здоровья полезно, и деньги заплатили, и в прошлый раз прекрасно пошла, а сейчас капризничает просто, и все же занимаются, потом спасибо скажет…

А кто из нас не слышал историй о том, как ребенок сдавал выпускной в музыкальной школе, хлопал крышкой пианино и больше в жизни не подходил к инструменту?

С другой стороны, недавно общалась с двадцатилетней дочкой своей знакомой, которая с сожалением говорила о том, что она в свое время бросила художественную школу, а мама не настояла, не заставила продолжать. А теперь эти навыки пригодились бы.

Так как же быть? Прислушиваться к ребенку и не заставлять? Или настаивать на продолжении занятий?

В дошкольном возрасте основным видом деятельности у ребенка является игра. Все занятия проходят в игровой форме, радость, удовольствие, положительные эмоции – основной мотив и двигатель деятельности. Ребенок не настроен преодолевать трудности, воспитывать себя, он не обладает сознанием и самодисциплиной взрослого. Он живет в моменте «здесь и сейчас», будущее для него туманно и не является побудителем к действию. Ожидать от детей присущего взрослым «здравого смысла» не приходится.

Поэтому если ребенок вчера с удовольствием бежал на рисование, а сегодня ноет: «Не хочу идти!» для принятия верного решения взрослому необходимо понять, действительно ли «виновато» рисование или это влияние текущего момента, плохое настроение, эмоция, которая доминирует в данный момент времени. Может быть, ребенок пресытился данным видом деятельности и необходимо дать ему перерыв. Да, занятия оплачены, да он отстанет по программе, но занятия из-под палки навредят малышу значительно сильнее, чем пропуск одного-двух посещений.

А плохое настроение можно попытаться развеять. Выйдите на улицу, попрыгайте через лужи, покормите голубей, просто посидите в обнимку… Ребенок может повеселеть и сам попроситься на занятие. А если нет, то вы поймете, что именно эмоционального контакта и общения с вами ему сейчас не хватает. И это ему нужнее в данный момент, чем очередные 10 новых слов на английском языке.

Мама Саши рассказывает, что сегодня в очередной раз он не хотел идти на тренировку. «Мы с папой хором его уговаривали, говорим, что в школу скоро идти, нужно быть сильным, мальчик должен уметь за себя постоять, дать сдачи». А я наблюдаю за Сашей. Он такой степенный, спокойный, уверенный в себе малыш. Как раз из тех, которые завоевывают уважение и авторитет ребят без всяких драк. Надо ли оно ему? По его мироощущению очевидно, что нет. Для чего же мама с папой внушают неуверенность ребенку, донося до него мысль о том, что в школе его будут обижать, и надо будет драться? Для чего «на всякий случай» учить ребенка приемам борьбы, когда, возможно, он захотел бы кататься на лыжах? Ведь забота о здоровье – основное назначение спорта! Отчего же мы вкладываем в голову мальчика, что спорт нужен, чтобы уметь драться?

Для чего говорить девочке, что занятия танцами пропускать нельзя? Ведь с раннего детства у человечка сложится представление о собственной несвободе, о том, что у нее нет выбора, о том, что она ничего не может решать за себя. А это основа личности!

Другое дело, когда речь идет о школьнике. Тут ребенок уже в состоянии себя контролировать. Он может уважать себя за решение сложных задач, преодоление своих слабостей, за достижения, за победы. Здесь с ребенком надо сотрудничать, помогая ему там, где он сталкивается со сложностями: настроить на победу, помочь извлечь уроки из поражения, научить организовывать свое время. И делать это не требуется постоянно, а только в те моменты, когда ребенок «забуксовал», когда столкнулся с чем-то новым и непонятным, когда он в чем-то ошибся или ему очень трудно. А это случается, как вы понимаете, не каждый день.

Если же ребенок хочет принять кардинальное решение о том, чтобы, скажем, оставить музыкальную или спортивную школу, необходимо понять, делает ли это ребенок, потому что осознал, что это направление «не его» или потому что он не справляется с нагрузкой. Во втором случае вы можете, скажем, забрать ребенка из музыкальной школы, но отправить его заниматься в музыкальную студию, где занятия проходят не так часто, домашние задания не так объемны и нет дополнительных предметов. Так ребенок сможет продолжать заниматься музыкой, а негатив будет снят.

И зачастую именно родительские амбиции ведут к неверному решению. Если родители давят на ребенка и заставляют заниматься несмотря ни на что, ребенок может либо пойти на конфликт, либо поддаться давлению. В первом случае степень доверия родителям и их авторитет резко падают, во втором - падает самооценка ребенка.

Все родители желают своим детям добра. Главное не пропустить тот момент, когда стремление дать ребенку лучшее перерастает в требование отдачи в виде дипломов, призовых мест, достижений и побед.

Приводя ребенка в секцию, будьте готовы к разным сценариям: и к тому, что он станет чемпионом, и к тому, что через полгода он ее бросит. Но не пускайте эти процессы на самотек. Обсуждайте, беседуйте с ребенком, помогая ему больше узнать о самом себе, раскрыться и сформироваться как личности.

автор: Инна Вуймина

Читайте так же:

В каком возрасте вести ребенка в спортивную секцию?

Виды спорта для детей. Что выбрать?

Творческие возможности детей или зачем быть творческим?

Режим дня для ребенка

0
Добавить в избранное
День открытых дверей в детском саду Стрекоза
День открытых дверей в детском саду Стрекоза
День открытых дверей в детском саду Стрекоза
День открытых дверей в детском саду Стрекоза
День открытых дверей в детском саду Стрекоза
День открытых дверей в детском саду Стрекоза
День открытых дверей в детском саду Стрекоза
День открытых дверей в детском саду Стрекоза

Регистрация

Аккаунт
Пробелы разрешены; знаки пунктуации запрещены, за исключением точек, тире и знаков подчеркивания.
На указанный адрес будут отправляться письма с сайта. Почтовый адрес не будет доступен другим пользователям и используется для восстановления пароля, определённых вами оповещений и связи через контактную форму.
CAPTCHA
Введите цифры с картинки
CAPTCHA на основе изображений
Введите код на картинке

Вход на сайт

Введите ваш логин.
Введите ваш пароль.