Беременность Новорожденный

Кружки и секции: заставить или оставить?

Четырехлетняя Лиза ноет вечером в раздевалке детского сада: «Мам, ну я не хочу на танцы! Мам, давай не пойдем на танцы! Мам, пойдем домой! Мам, я не хочу!» Мама сочувственно вздыхает и говорит: «А ты думаешь, я хочу на работу ходить? Но хожу же ведь!» Теперь вздыхает Лиза, никнет и начинает тихо одеваться.

Сколько всего проносится в голове у мамы! И дочку жалко, и танцы – это же для развития и здоровья полезно, и деньги заплатили, и в прошлый раз прекрасно пошла, а сейчас капризничает просто, и все же занимаются, потом спасибо скажет…

А кто из нас не слышал историй о том, как ребенок сдавал выпускной в музыкальной школе, хлопал крышкой пианино и больше в жизни не подходил к инструменту?

С другой стороны, недавно общалась с двадцатилетней дочкой своей знакомой, которая с сожалением говорила о том, что она в свое время бросила художественную школу, а мама не настояла, не заставила продолжать. А теперь эти навыки пригодились бы.

Так как же быть? Прислушиваться к ребенку и не заставлять? Или настаивать на продолжении занятий?

В дошкольном возрасте основным видом деятельности у ребенка является игра. Все занятия проходят в игровой форме, радость, удовольствие, положительные эмоции – основной мотив и двигатель деятельности. Ребенок не настроен преодолевать трудности, воспитывать себя, он не обладает сознанием и самодисциплиной взрослого. Он живет в моменте «здесь и сейчас», будущее для него туманно и не является побудителем к действию. Ожидать от детей присущего взрослым «здравого смысла» не приходится.

Поэтому если ребенок вчера с удовольствием бежал на рисование, а сегодня ноет: «Не хочу идти!» для принятия верного решения взрослому необходимо понять, действительно ли «виновато» рисование или это влияние текущего момента, плохое настроение, эмоция, которая доминирует в данный момент времени. Может быть, ребенок пресытился данным видом деятельности и необходимо дать ему перерыв. Да, занятия оплачены, да он отстанет по программе, но занятия из-под палки навредят малышу значительно сильнее, чем пропуск одного-двух посещений.

А плохое настроение можно попытаться развеять. Выйдите на улицу, попрыгайте через лужи, покормите голубей, просто посидите в обнимку… Ребенок может повеселеть и сам попроситься на занятие. А если нет, то вы поймете, что именно эмоционального контакта и общения с вами ему сейчас не хватает. И это ему нужнее в данный момент, чем очередные 10 новых слов на английском языке.

Мама Саши рассказывает, что сегодня в очередной раз он не хотел идти на тренировку. «Мы с папой хором его уговаривали, говорим, что в школу скоро идти, нужно быть сильным, мальчик должен уметь за себя постоять, дать сдачи». А я наблюдаю за Сашей. Он такой степенный, спокойный, уверенный в себе малыш. Как раз из тех, которые завоевывают уважение и авторитет ребят без всяких драк. Надо ли оно ему? По его мироощущению очевидно, что нет. Для чего же мама с папой внушают неуверенность ребенку, донося до него мысль о том, что в школе его будут обижать, и надо будет драться? Для чего «на всякий случай» учить ребенка приемам борьбы, когда, возможно, он захотел бы кататься на лыжах? Ведь забота о здоровье – основное назначение спорта! Отчего же мы вкладываем в голову мальчика, что спорт нужен, чтобы уметь драться?

Для чего говорить девочке, что занятия танцами пропускать нельзя? Ведь с раннего детства у человечка сложится представление о собственной несвободе, о том, что у нее нет выбора, о том, что она ничего не может решать за себя. А это основа личности!

Другое дело, когда речь идет о школьнике. Тут ребенок уже в состоянии себя контролировать. Он может уважать себя за решение сложных задач, преодоление своих слабостей, за достижения, за победы. Здесь с ребенком надо сотрудничать, помогая ему там, где он сталкивается со сложностями: настроить на победу, помочь извлечь уроки из поражения, научить организовывать свое время. И делать это не требуется постоянно, а только в те моменты, когда ребенок «забуксовал», когда столкнулся с чем-то новым и непонятным, когда он в чем-то ошибся или ему очень трудно. А это случается, как вы понимаете, не каждый день.

Если же ребенок хочет принять кардинальное решение о том, чтобы, скажем, оставить музыкальную или спортивную школу, необходимо понять, делает ли это ребенок, потому что осознал, что это направление «не его» или потому что он не справляется с нагрузкой. Во втором случае вы можете, скажем, забрать ребенка из музыкальной школы, но отправить его заниматься в музыкальную студию, где занятия проходят не так часто, домашние задания не так объемны и нет дополнительных предметов. Так ребенок сможет продолжать заниматься музыкой, а негатив будет снят.

И зачастую именно родительские амбиции ведут к неверному решению. Если родители давят на ребенка и заставляют заниматься несмотря ни на что, ребенок может либо пойти на конфликт, либо поддаться давлению. В первом случае степень доверия родителям и их авторитет резко падают, во втором - падает самооценка ребенка.

Все родители желают своим детям добра. Главное не пропустить тот момент, когда стремление дать ребенку лучшее перерастает в требование отдачи в виде дипломов, призовых мест, достижений и побед.

Приводя ребенка в секцию, будьте готовы к разным сценариям: и к тому, что он станет чемпионом, и к тому, что через полгода он ее бросит. Но не пускайте эти процессы на самотек. Обсуждайте, беседуйте с ребенком, помогая ему больше узнать о самом себе, раскрыться и сформироваться как личности.

автор: Инна Вуймина

Читайте так же:

В каком возрасте вести ребенка в спортивную секцию?

Виды спорта для детей. Что выбрать?

Творческие возможности детей или зачем быть творческим?

Режим дня для ребенка

0
Добавить в избранное
Праздник "Вкусландия" СЦ "Остров"
Праздник "Вкусландия" СЦ "Остров"
Праздник "Вкусландия" СЦ "Остров"
Праздник "Вкусландия" СЦ "Остров"
Праздник "Вкусландия" СЦ "Остров"
Праздник "Вкусландия" СЦ "Остров"
Праздник "Вкусландия" СЦ "Остров"

Регистрация

Аккаунт
Пробелы разрешены; знаки пунктуации запрещены, за исключением точек, тире и знаков подчеркивания.
На указанный адрес будут отправляться письма с сайта. Почтовый адрес не будет доступен другим пользователям и используется для восстановления пароля, определённых вами оповещений и связи через контактную форму.
CAPTCHA
Введите цифры с картинки
CAPTCHA на основе изображений
Введите код на картинке

Вход на сайт

Введите ваш логин.
Введите ваш пароль.