Адаптация детей к детской группе в детском саду

Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, понимают, что этот период будет сложным и для них, и для малыша.

И в этой ситуации важно понимать, что любое резкое изменение среды для организма является стрессом, независимо от того, положительное это изменение, или отрицательное.

Человеческий организм так создан природой, что для выживания имеет различные механизмы защиты от возможной опасности. А опасностью может являться все, что угодно новое, независимо от содержания не протестированное организмом на безопасность в течение определенного времени. Другими словами – это так называемое «привыкание», а на физиологическом уровне – формирование в нашем мозге устойчивых нейронных связей, которые позволяют принять новое, как безопасное и комфортное. И этот период четко выделен и определен природой – 21 день. При чем не просто 21 день, а систематическое повторение нового –  встреча с новыми людьми, ситуациями, помещением, обстановкой, выполнение приближенного режима дня к д/с и т.д.

И при условии, что данная система «встраивания» в организм ребенка проходит позитивно и системно, механизмы защиты постепенно выключаются – процесс адаптации прошел 1 этап – острая фаза частичного разрушения привычного и выстраивания нового.

А если нет? Что это за механизмы и как они проявляются? Прежде всего, ребенок начинает различными способами требовать к себе повышенного внимания – это и плач, и проявление капризов и негативизма, и, как самое сильное проявление – соматические реакции (нарушение сна, инфекционные заболевания, обострение уже имеющихся проблем со здоровьем). И вот мама, обеспокоенная состоянием ребенка, начинает ухаживать за ним, лечить, а значит, возвращает его в привычную и безопасную для него и для нее обстановку, что дает чувство спокойствия и комфорта обоим. Малыш выздоравливает, и его снова ведут в д/с. И тут возникает вопрос – он идет в новое место или в привычную обстановку?

Конечно, ребенок помнит, куда идет, но понимает, что мама, а значит и чувство безопасности сейчас уйдет. Т.е. процесс формирование привыкания не закончен, и адаптация так же.

А маме надо на работу на целый день, больничный же закрыт. Несложно догадаться, что будет с малышом через несколько дней. Опять больничный или истерики и неспокойный сон дома.

Получается порочный круг. Что же делать? Как сделать так, чтобы начало пребывания в д/с  явилось полезным и по минимуму вызывало стресс и у мамы, и у малыша?

Все просто – надо немного терпения, системности, а также доверия воспитателям, специалистам  д/с. Привыкает не только малыш, привыкает и мама. И еще долго эмоциональное состояние мамы, как далеко бы она не находилась от ребенка будет вызывать такое же эмоциональное состояние у малыша. А что такое эмоции? Это та самая энергия, которая дает возможность организму болеть или быть здоровым.

Самый идеальный вариант безболезненной адаптации – по возможности полное позитивное включение мамы и ребенка в жизнь д/с системно в течение 21 дня. И не просто формальное включение, пришли, отметились и ушли, а проявление интереса к процессу. Если это адаптационные занятия – интерес к деятельности на занятиях, вопросы к специалисту. Если посещение группы - поддержка ребенка в налаживании контакта с воспитателем, с детьми, активное совместное участие в играх, режимных моментах.

И если первый этап благоприятно пройден, плавно начинается второй -собственно адаптация. В этот период ребенок готов привыкать к новым условиям, обучаться новым навыкам в поведении и общении.

Казалось бы, можно вздохнуть и расслабиться. НО! Не тут –то было. Для обучения и формирования новых навыков требуется очень много психической энергии. И эта нагрузка при неправильном подходе так же может привести все к тем же негативным последствиям. Как же помочь малышу?

Самый хороший способ восполнения энергии человека – телесная и эмоциональная подпитка.

Многим известны случаи в Домах малютки для новорожденных детей, когда при одинаковом уходе и питании выживали только те дети, которых часто брали на руки и давали телесное тепло. Психологи подтвердили этот эффект опытами на новорожденных обезьянках. Выживали те обезьянки, которым давали что-нибудь меховое, к которому они прижимались, как к маме.

Таким образом, лучшей поддержкой ребенка является телесный и теплый эмоциональный контакт с окружающими взрослыми (близкими, педагогами).

Но и это не все. Есть еще 3-ий период адаптации – закрепление нового с обязательным положительным эмоциональным подкреплением окружающих. И этому могут способствовать доверительные отношения родителей и воспитателя и др. специалистов д/с.

Следует также помнить, что после длительных перерывов (например, отпуска) ребенок проходит процесс адаптации заново, но в ускоренной форме. В этот период внимание близких должно быть повышенным и менее требовательным. Этим вы поможете своему малышу активизировать сформировавшиеся ранее привычки.

Добра и света!

Читайте также:

Информационно-Развивающий Центр Сем Я и Я

Видеонаблюдение в детском саду - польза или вред

На главную страницу сайта Растём в Твери

 

 

 

0
Добавить в избранное
Академия Здоровья
Академия Здоровья
Академия Здоровья
Академия Здоровья
Академия Здоровья
Академия Здоровья
Академия Здоровья

Регистрация

Аккаунт
Пробелы разрешены; знаки пунктуации запрещены, за исключением точек, тире и знаков подчеркивания.
На указанный адрес будут отправляться письма с сайта. Почтовый адрес не будет доступен другим пользователям и используется для восстановления пароля, определённых вами оповещений и связи через контактную форму.
CAPTCHA
Введите цифры с картинки
CAPTCHA на основе изображений
Введите код на картинке

Вход на сайт

Введите ваш логин.
Введите ваш пароль.